Нажмите, чтобы перетащить окно чата
Ваш консультант
Вы можете оставить сообщение
Главная О компании Устройство полимерных полов Стань дилером Доставка Контакты
Краски Бэп - Санкт-Петербургский лакокрасочный завод



Строительство и металлоконструкции Строительство и металлоконструкции Нефтегазовый комплекс Нефтегазовый комплекс Судостроение и судоремонт Судостроение и судоремонт Наливные полы эмаль ФЛОРЭП@ Наливные полы эмаль ФЛОРЭП@ Защита пищевых емкостей ТАНЭП@ Защита пищевых емкостей ТАНЭП@ Наливная ванна эмаль СТАКРИЛ@ Наливная ванна эмаль СТАКРИЛ@

Интернет-магазин

Каталог продукции

Контакты

Наш Адрес:

Россия, 198411, Санкт-Петербург,

Дополнительный офис:

Бассейная 4. ст.м.Парк Победы

Наши Телефоны:

Санкт-Петербург

(812) 715-58-34

Наш E-mail:

office@kraskyBEP.ru

частые вопросы

Пресса о нас

Е. В. Бакирова, Т. В. Варагина, В. В. Бушуев, Н. И. Киселев, НИИПХ Росрезерва

Топливостойкая противокоррозионная система покрытия на основе эмали ТАНЭП

Подавляющее большинство средств хранения нефтепродуктов (резервуары, цистерны, бочки, канистры и т. д.) изготавливают из низкоуглеродистых сталей, обладающих недостаточной коррозионной стойкостью. В настоящее время экономический ущерб от коррозии металла в развитых странах составляет до 4% от ежегодного валового национального дохода [1].

Основными средами, воздействующими на внутреннюю поверхность резервуаров, являются: сами нефтепродукты (органические соединения, содержащие в своем составе кислород, серу, азот и др.), смесь воздуха с парами нефтепродуктов, растворенная в топливе вода. Все эти соединения участвуют в химической, электрохимической и других видах коррозии.

Показано [2], что моторные топлива в условиях хранения, эксплуатации и транспортировки всегда повреждаются микроорганизмами. Микробиологическое ферментативное окисление углеводородов приводит к образованию органических кислот, обладающих поверхностно-активными свойствами и способствующих накоплению влаги в топливе в виде эмульсии. Микробиологическая коррозия может протекать самостоятельно и сопровождать другие виды коррозии (электрохимическую, почвенную, атмосферную, химическую и др.).

Основным условием развития микрофлоры в топливе является наличие в нем воды (со следами минеральных солей) и температуры, благоприятной для роста биоорганизмов. Например, в самолетах наиболее характерна биохимическая коррозия отсеков, заполненных реактивным топливом, особенно ТС-1. После разрушения полимерных защитных ПК топливных отсеков начинается питтинговая коррозия алюминия, иногда настолько глубокая, что топливо начинает просачиваться на поверхность крыла. В абсолютно сухом топливе развитие и рост микроорганизмов прекращается. Однако в реальных условиях хранения топлива невозможно полностью освободиться от влаги, поэтому содержание воды в самом топливе ТС-1 в количестве 0,001…0,002%, а также конденсационной влаги от «дыхательной» аппаратуры резервуара, достаточно для того, чтобы начался рост микроорганизмов.

Продуктами жизнедеятельности микроорганизмов в топливе являются неорганические и органические кислоты, аммиак, спирты. В результате усиливается коррозия металлических поверхностей резервуаров и топливных систем двигателей, ресурс которых при этом снижается в несколько раз.

Биокоррозия в углеводородных средах, в частности нефтепродуктах, и на оборудовании для изготовления, транспортировки и хранения нефтепродуктов вызывается специфическими бактериями и грибами, наиболее активными из которых являются следующие микроорганизмы [3]:

актиномицеты (размножаются в среде нефтепродуктов, исполь- зуя углеводороды в качестве пи- тательной среды);

  • сульфатвосстанавливающие бактерии (СВБ) (размножаются на границе нефтепродукт–вода);
  • микроскопические грибы (размножаются на поверхности металла в среде нефтепродуктов, и образуют видимые плесени и стойкие биоэмульсии, которые могут забивать системы фильтрочистки).

Грибы обладают высокой способностью адаптироваться к материалам различной химической природы. Продукты их жизнедеятельности (органические и неорганические кислоты), образующиеся за счет хорошо развитого мобильного ферментного комплекса при использовании готовых органических компонентов нефтепродуктов, являются агрессивными коррозионными средами. Под действием микроорганизмов коррозия металла может принимать характер биоэлектрохимического процесса [1].

Отечественными и зарубежными исследователями обнаружен ступенчатый характер процесса биокоррозии [4]. Топливо содержит в себе бактерии, неопасные с точки зрения разрушения металла. Однако они сами и выделяемые ими продукты жизнедеятельности на границе вода-нефтепродукт являются активной питательной средой для развития СВБ и грибов, которые вырабатывают агрессивные кислоты, ферменты и др. компоненты, вызывающие деструкцию металла и изменение качества хранимого продукта.

Известно, что биокоррозия наиболее активна на поверхности металла при температуре 6…40 °С и рН от 1 до 10,0, особенно при наличии в среде углеводородов примесей, содержащих, кроме воды, серу, азот и кислород. Наиболее резкий рост активности в жизнедеятельности микрофлоры наблюдается в описанных выше условиях в первые 15-30 суток хранения топлива [5].

Источником биоинфекции емкостей с топливом может быть воздух, куда попадает огромное количество конидиоспор (спор грибов), и вода, попадающая при транспортировке нефтепродуктов и через отверстия на кровле стальных резервуаров при длительном хранении топлив. Биокоррозия имеет специфические особенности, связанные с попаданием микроорганизмов на поверхность металла, адсорбцией их и загрязнением поверхности, образованием микроколоний, накоплением продуктов их жизнедеятельности, стимулированием с эффектом синергизма (усиления действия) электрохимической коррозии металла и деструкции различных покрытий, в том числе топливостойких.

Анализ результатов исследования придонных проб топлива ТС-1 на содержание микроорганизмов показал содержание микроскопических грибов — Cladosporium cladosporioides, Aspergillus fumigatus. Penicillium urticae, Aspergillus ustus, Cladosporium resinae («керосиновый гриб») и др., а также СВБ, аэробных бактерий и др.

Для защиты стальных резервуаров и технологического оборудования нефтебаз лакокрасочные покрытия до сих пор являются доминирующими над другими видами ПК. С их помощью создается барьер на пути электролита и окислительного агента к металлической поверхности. Сезонность, пооперационная сушка, трудоемкость операции по подготовке поверхности и пр., являющиеся недостатками при применении защитных топливостойких ЛКМ, компенсируются их достоинствами: возможностью ремонта ПК в полевых условиях, сочетаемостью с другими методами защиты, простотой нанесения, меньшей трудоемкостью очистки окрашенных поверхностей, сохранением кондиции моторного топлива и т. д.

В настоящее время у потребителей ЛКМ возросли требования к долговечности ПК, существенным недостатком которых является возможность их биодеструкции при эксплуатации. При введении в ЛКМ биоцидов можно получать ПК, стойкие к воздействию биоорганизмов. Биоциды подразделяются на бактерициды (соединения, препятствующие развитию бактерий), фунгициды (соединения, препятствующие развитию грибов) и альгициды (соединения, препятствующие развитию водорослей).

По химическому строению и содержанию они могут быть разделены на несколько групп [6, 7]: органические соединения (8-оксихинолин и его соли и др.), неорганические соединения (хлорид цинка, хлороксид меди и др.), металлорганические соединения (триэтилоловохлорид и др.), кремнеорганические соединения (полиалкилсиликанат и др.), водорастворимые полимеры (полиэтиленимин и его производные и др.), антибиотики (биомицин, нотатин и др.).

Многие из ранее применяемых известных биоцидов — это препараты, содержащие низкомолекулярные соединения, такие как формальдегид, фенолы, производные трибутилолова, ртуть- и цинкорганические соединения, которые вводили в ЛКМ в больших количествах (5…15% от массы сухой пленки) [7]. Несмотря на то, что токсичность этих добавок была известна, экологическим аспектам не уделяли должного внимания. Но сейчас экологические требования все больше ужесточаются. Так, с 1 января 2003 г. для стран–членов ЕЭС установлен запрет на использование оловоорганических соединений, вводимых в судовые противообрастающие покрытия [8].

В последнее время интенсивно развивается новое направление в создании защитных ЛКМ с добавлением универсальных полимерных биоцидов, состоящих из обладающих биоцидной активностью функциональных групп, соединенных химическими или водородными связями с цепями полимера. Такие биоциды в покрытиях обеспечивают длительную защиту от биокоррозии и представляют меньшую опасность для человека и окружающей среды при концентрациях в ЛКМ в количестве 0,05…2,0% масс.

Биоциды, вводимые в ЛКМ, должны отвечать ряду требований [8]:

 

  • проникать внутрь или к поверхности клетки микроорганизма;
  • накапливаться в микроорганизме и воздействовать на один из его жизненно важных процессов, нарушая его (например, ингибировать процесс биосинтеза белка в микроорганизме или угнетать его дыхание);
  • иметь длительный биоцидный эффект и широкий спектр активности;
  • обладать специфичностью действия (например, к СВБ на границе вода-нефтепродукт в стальных резервуарах);
  • ингибировать процессы коррозии металлов и старения полимеров;
  • совмещаться с другими ингредиентами покрытия;
  • иметь невысокую стоимость, быть доступными и легко вводиться в ЛКМ;
  • не оказывать отрицательного воздействия на свойства покрытия;
  • быть нетоксичными для человека и не накапливаться в окружающей среде.

В присутствии ферментов, выделяемых микроорганизмами, функциональные группировки биодобавок образуют токсичные для определенных микроорганизмов соединения. В ряде случаев целесообразно применение смеси совместимых биоцидов для расширенного спектра действия и достижения эффекта синергизма.

Наибольшее число ЛКМ, подавляющих действие микроорганизмов, разработано в отечественной практике для защиты наружных поверхностей в строительстве, в том числе, морских и речных судов против их обрастания в водных средах. К числу таких противообрастающих наружных ЛКМ относятся перхлорвиниловые [9]. ПК на основе алкидно-меламиновых эмалей для автотехники также обеспечивают металлу надежную биологическую защиту [10].

Ассортимент топливостойких защитных материалов значительно меньше, чем для наружных поверхностей вследствие более жестких требований, предъявляемых к ним. Покрытия на их основе должны:

  • выдерживать длительный контакт с углеводородной жидкой средой, не изменяя качество хранимого нефтепродукта;
  • формироваться при естественных температурах;
  • обладать требуемым набором физико-механических свойств;
  • выдерживать сезонный перепад температур на месте эксплуатации;
  • иметь токсикологический паспорт (гигиенический сертификат);
  • иметь экономическую целесообразность по стоимости и сроку эксплуатации;
  • при необходимости обладать бактерицидными свойствами.

Наиболее широко для защиты от коррозии внутренних поверхностей стальных резервуаров применяют ПК на основе двухкомпонентных ЛКМ, образующих объемно-пространственную сетку при отверждении.

В настоящее время авторами публикации разработана защитная лакокрасочная система с оптимальным сочетанием совместимых по химической природе биоцидов с целью подавления наиболее коррозионноагрессивных микроорганизмов на внутренней поверхности резервуара, заполненного моторным топливом. В качестве базового ЛКМ, куда нами была введена смесь биодобавок, использовали не содержащую растворителя эпоксидную эмаль ТАНЭП-622 [11], отличающуюся от предыдущих эпоксидных составов этого ряда новым отвердителем, наличием разбавителя, участвующего в пленкообразовании, и отсутствием необходимости подогрева состава перед нанесением.

Исследование микробиологической активности покрытия проводили в испытательной лаборатории КЦ «Полисерт» при ИХФ РАН и отделе микробиологии НИИ Химии Нижегородского государственного университета. Результаты представлены в табл. 1. Новый защитный состав, по сравнению с эмалью ТАНЭП-622, обладает высокими биоцидными свойствами по отношению к микроскопическим бактериям и грибам.

По преимущественному назначению, согласно ГОСТ 9825, новой защитной системе присвоено обозначение – эмаль БЭП-651 (ТАНЭП®-651*) маслобензостойкая (группа 6) и грунтовка БЭП-0447 (ТАНЭП®-0447).

Кроме того, утверждены технические условия на эмаль и грунтовку и получено санитарно-эпидемиологическое заключение. Для новой системы ТАНЭП-651, состоящей из грунтовки и эмали, определены следующие показатели качества, представленные в табл. 2.

Классификационные испытания по влиянию ПК на качество моторных топлив (дизельного Л-0,2-62 и авиакеросина ТС-1) были выполнены независимой организацией ФГУП 25 ГосНИИ Минобороны России. Результаты показателей качества моторных топлив после длительного контакта с новым покрытием ТАНЭП-651 полностью отвечали требованиям соответствующих ГОСТ и необходимым эксплуатационным показателям по программе комплекса методов квалификационной оценки топлив.

Защитная отечественная топливостойкая противокоррозионная система ТАНЭП-651 выпускается предприятием ООО «Краски БЭП» (г. Санкт-Петербург), представляет собой оригинальную модификацию безрастворительного эпоксидного ЛКМ и может быть рекомендована для нанесения на внутреннюю поверхность металлических резервуаров для хранения и транспортирования моторных топлив.

Наименование показателя Значение по ТУ 2312-020-50928500-2007
  Грунтовка ТАНЭП-0447   Эмаль ТАНЭП-651  
Компонент А (Основа)
Вязкость по вискозиметру ВЗ-246 с соплом 6 мм при температуре (20,0±0,5) ºС, с, не более
100 100
Компонент Б (Отвердитель)
Внешний вид
Однородная жидкость или гель желто-коричневого цвета без включений
Готовые грунтовка и эмаль
Цвет и внешний вид пленки  
После высыхания грунтовка должна образовывать однородную полуглянцевую пленку защитного цвета без включений. Оттенок не нормируется. Допускается наличие следов от кисти и незначительная шагрень.   После высыхания эмаль должна образовывать однородную полуглянцевую пленку светло-желтого, светло-серого, светло-зеленого или коричневого цвета без включений. Оттенок не нормируется. Допускается наличие следов от кисти и незначительная шагрень  
Массовая доля летучих веществ, %   4   4  
Толщина нестекающего мокрого слоя, мм, не менее 0,3 0,3
Время высыхания до степени 3 при температуре (20±2) ºС, ч, не более 24 24
Прочность пленки при ударе на приборе У-1, см, не менее 40 40
Эластичность пленки при изгибе, мм, не более 3 3
Адгезия пленки, баллы, не более 1 1
Жизнеспособность после введения отвердителя при температуре (20±2) ºС, мин, не менее 45 45
Стойкость к воздействию плесневых грибов, в т.ч. углеводородокисляющих, баллы, не более - ПГ00
Стойкость к воздействию бактерий -   Выдерживает испытание  

Список литературы

  1. //The Chemical, № 3, 2005 г.
  2. В. Д. Ильичев и др. Биоповреждения. М.: Высшая школа, 1987 г.
  3. /Уч. пос.: Биологическое сопротивление материалов, Саранск, изд-во Морд. ун-та, 2001.
  4. Власова И. Д. и др. Тезисы доклада «Биопоражаемость нефтяных топлив» на 1 Всесоюзной конференции по биоповреждениям. М, 1978г.
  5. И. Г. Каневская. Биологические повреждения промышленных материалов. Л.: Наука, 1984 г.
  6. А. А. Герасименко Защита материалов от биоповреждения. М.: Машиностроение. 1984 г.
  7. Химические средства защиты от биокоррозии, Уфа: Наука, 1980, ч.1, 2.
  8. К. Тресконова Значение биоцидов в производстве современных лакокрасочных материалов, //Лакокрасочные материалы и их применение, № 2-3, 2003г.
  9. Система защиты от коррозии и старения. Лакокрасочные системы покрытия судов. М.: Транспорт, 1985 г.
  10. Лакокрасочные материалы: Справочное пособие. М.: Химия, 1982 г.
  11. ТУ 2312-009-50928500-2003, С.-Пб.: ООО Краски БЭП.

 

 


Краски БЭП. Наливные полы. Грунтовки шпаклёвки эмали лаки растворители. Устройство наливных полимерных полов.

Copyrights © 2010-2011 Краски БЭП. Все права защищены.